Международная конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность»

23-24 сентября с. г. по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре проходила международная конференция «Монастыри и монашество: традиции и современность», ставшая первым крупным форумом после знаменитого монашеского съезда 1909 года. В конференции приняли участие 11 архиереев, 20 наместников, 46 игумений, многочисленные насельники и насельницы монастырей Русской Православной Церкви, прибывшие из различных регионов России, Украины, Молдавии, Белоруссии, Германии, представители монастырей Константинопольской (Св. Гора Афон), Кипрской, Элладской, Сербской, Польской Церквей, а также члены Коллегии Синодального отдела и Комиссии Межсоборного присутствия по монастырям и монашеству. Московскую епархию представляла на форуме игумения Маргарита, настоятельница Московского Новодевичьего монастыря.

Основной задачей конференции было обсуждение проекта «Положения о монастырях и монашестве». Это обусловило и темы докладов, и направленность дискуссий, которым было уделено немало времени. Следует ли архиерею назначать игумена монастыря по собственному усмотрению, либо же утверждать кандидата, избранного братией путем голосования или жребия? Насколько простираются полномочия духовного собора обители? Каков статус рясофорного инока: монах он, или послушник? Бывают ли в наши дни постриги по принуждению? Допустим ли в настоящее время тайный постриг? Какой смысл мы вкладываем в базовое для монастыря понятие «послушание»? Как наполнить молитвой монастырскую жизнь? Каковы права и обязанности монастырского духовника? – Вот далеко не все вопросы, поднятые докладчиками и вынесенные на обсуждение.

Конференцию открыл архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, после чего с программным докладом выступил митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела Внешних Церковных связей. Владыка отметил, что в течение последних 25 лет число монастырей в России умножилось в 100 раз (с восьми до восьмисот) и это, несомненно, есть чудо Божие. Однако при столь стремительном возрождении мы рискуем за внешними формами и многообразной деятельностью оставить как нечто второстепенное заветы Святых и Преподобных Отцов и тем самым утратить самую суть монашеского идеала. В настоящий момент необходимо осмыслить происходящие процессы и привести внешние формы в соответствие с внутренним содержанием, ибо без духовной наполненности и молитвенного делания никакие обсуждения, положения и регламенты не будут действенны.

Пройдя по церковно-иерархической лестнице от степени монастырского послушника до митрополита и постоянного члена Священного Синода, владыка Иларион не отвлеченно говорил о высоте монашеского призвания, уделив особое внимание служению монахов-священников на приходе. «Монашество в миру, – сказал митрополит, – некоторым может казаться профанацией, ведь по своей сути оно предполагает уход от мира. Однако если священник-монах на приходе совершает служение и живет достойно своего звания, то, несомненно, является добрым примером, что уже само по себе – проповедь и миссия».

Владыка Иларион отметил, что важнейшими направлениями в служении ученого монашества, как и прежде, остаются духовные школы и, конечно, церковная иерархия. В первом случае достойный монах-преподаватель может передать свой высокий духовный настрой студентам, будущим пастырям, а во втором – поставленный на высокий свещник архиерейского служения, светит всему народу Божию. «Первоначальная идея монашества, как ухода от мира, – завершил свой доклад митрополит Иларион, – исторически трансформировалась, и ныне монашество имеет много форм, в которых может и должно существовать».

О живом монастырском предании и преемственности рассказал в своем докладе митрополит Лимассольский Афанасий (о. Кипр), начинавший свой монашеский путь на Афоне под духовным руководством старцев Ефрема Катунакского, Порфирия Капсокаливита и Паисия Святогорца. В центре внимания владыки Афанасия была основополагающая для монахов добродетель послушания (υπακοή), которое, как учат Отцы, кратчайшим путем возводит на небо. Он также подчеркнул необходимость наблюдения за монашескими обителями и отеческой заботы о них со стороны правящего архиерея.

Тему монашеской традиции продолжила в своем докладе «Игумен как духовный руководитель монастыря» настоятельница монастыря Богоматери «Живоносный Источник», игумения Феоксения (о. Крит). Матушка сказала, что само понятие «предание» означает передачу, вручение, того что было пережито в Духе, а не просто хранение мертвой буквы устава и правил и что последние имеют смысл, если только ведут к спасению души. Каждый настоятель, принимая монашеское братство от своего предшественника, продолжает дело жертвенной любви к своим духовным чадам. Как истинный духовный отец, украшенный рассуждением, любовью, великодушием, игумен учит каждого и всех вместе нести свой крест с любовью и расположением, и тем самым является залогом единства и гармонии во Христе. С момента поступления брата или сестры в обитель настоятель берет на себя попечение о его душе и ведет ко Христу, простираясь в вечность.

Важной составляющей монастырской жизни, можно сказать, ее пульсом, является Богослужебный круг (суточный, седмичный, годовой)  и неопустительное участие в Божественной литургии. Но с окончанием Божественной службы в храме богослужение продолжается уже в трудах послушания (διακονία). И если по духовной наполненности жизнь каждого монаха, по словам Отцов, должна быть «милостью мира и жертвой хваления», тогда и жизнь обители в целом должна быть пронизана духовными энергиями и благодатью. Этой теме, а именно соотношению литургической жизни и послушаний в монастыре, был посвящен доклад иеромонаха Хризостома из афонского монастыря Кутлумуш.

Второй день работы конференции начался с доклада игумена Антипы из кельи св. прав. Анны (Св. Гора Афон) «Особенности духовного окормления в женских монастырях». О. Антипа еще раз подчеркнул значение в монашеской жизни отеческого предания, традиции, отметил, что при наличии на Афоне Конституции Св. Горы, 100-летие которой празднуется в нынешнем октябре, каждый монастырь имеет свой устав. «В существенном – единство, во второстепенном – свобода, над всем – любовь,» – гласит святоотеческое правило, которым руководствуются святогорцы.

Настоящее время называют эпохой потребления. Наши предки (и не столь давние) были просты, скромны, благочестивы, и в центре у них стоял Бог и Его Церковь. А нынешняя молодежь – «дитя интернета и кока-колы» – рано сталкивается с лукавством мира сего и познаёт грех. Тем не менее, молодые люди приходят к Богу, приходят в монастырь, приходят – по возрасту молодые, а по сути – усталые от жизни, разочарованные молодые старики. Трудно уврачевать такие души, но с Божественной благодатью возможно. И тут игумену предстоит большой подвиг, для которого нужно вооружиться не одним смирением, но «многими смирениями».

В отношении женского монашества о. Антипа напомнил, что с момента своего возникновения оно всегда духовно питалось от монашества мужского (прп. Антоний Великий постриг свою сестру, прп. Пахомий основал первую женскую обитель). Святые отцы говорят, что природа человеческая едина, и Апостол учит: «…Несть мужеский пол, ни женский, но вся и всем Христос». Однако опыт показывает, что у монахинь есть и определенные, свойственные женскому естеству  способности, и свои недостатки, которые можно преодолеть постоянным понуждением себя, самоотвержением, верой и любовью ко Христу, мирным расположением с ближними и главное – отсечением своей воли. «Не хочу от монахов, – говорил старец Ефрем Катунакский, – ни продолжительных молитв, ни частого Причастия, но послушания, ибо не от молитвы богословие, но – от послушания».

Первостепенное значение во внутреннем благоустройстве обители принадлежит игумении. Духовник, старец находится вне монастыря и посещает сестер несколько раз в год. Он не может заменить им мать, и не должен становиться между игуменией и сестрами. Его служение – служение Симона Киринея, помогавшего Христу нести крест. «Когда ты здрава, – говорил некий старец одной игумении, – то здравы и сестры, даже если они болеют». Через служение им с терпением, рассудительностью, всепрощением, в постоянной борьбе со страстями настоятельница преодолевает и собственные недостатки. «Истинная мать истинных детей, – говорил св. Нектарий Эгинский, – игумения живет не для себя, но для сестер во Христе, ежедневно подвизаясь в смирении».

Телесные труды (διακονία) и богослужения следует соразмерять с силами сестер, так что при необходимости они могут быть несколько сокращены. Недопустимо использовать в отношении сестер угрозы и другие способы эмоционального и психологического давления, а саму добродетель послушания (υπακοή) не следует отождествлять с дисциплиной. Особую любовь и внимание нужно проявлять по отношению к страдающим психическими заболеваниями и назначать им посильные труды. Таковые могут жить при монастыре как послушники, но постригать их не следует.

Игумения отвечает пред Богом за все нестроения в обители и ошибки сестер, поэтому с истинно материнским расположением обличает, запрещает, наставляет и исправляет. Икономия не должна вести к анархии и вседозволенности, а акривия выходить за рамки взаимного уважения и приличия. «Каноны не пушки», говорят на Афоне, и в жизни бывают ситуации, когда братолюбие упраздняет правила. «Учить и исцелять следует кроткими словами» («Лествица»). В противном случае монастырь становится похож на вулкан, который рано или поздно может погубить и настоятельницу, и сестер.

Девство, послушание и нестяжание – троица монашеских добродетелей, хранить которые обещается всякий принимающий постриг в малую и великую схиму. Но насколько глубоко постриженник понимает смысл своих обетов и меру ответственности за них? А ведь от этого во многом зависит вся его дальнейшая жизнь. Научно-богословский анализ «Священного правила отречения» (прп. Ефрем Сирин) сделал в докладе «Богословское и каноническое содержание монашеских обетов» Заведующий библиотекой МДА, доцент, игумен Дионисий (Шлёнов). При обсуждении доклада о. Дионисия было отмечено, что его исследование заслуживает внимательного, вдумчивого изучения и публикации.

На заключительном заседании на рассмотрение участников конференции была предложена пространная редакция проекта «Положения о монастырях и монашествующих».  После обсуждения представленный проект «Положения» был признан достаточно подготовленным для прохождения дальнейших этапов общецерковного обсуждения. Ознакомиться с ним, а также с итоговым документом конференции можно на сайте Синодальной комиссии по монастырям и монашеству.

Обсуждение закрыто.