22 апреля, во вторник Светлой седмицы, Иверской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря возглавил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия протоиерей Максим Козлов.
За богослужением молились игумения Маргарита (Феоктистова), сестры и прихожане обители.
Отец Максим обратился к собравшимся с пастырским словом:
“Во вторник Светлой седмицы совершается это богослужение, которое знающие и любящие церковный устав отмечают некоторыми особенностями, глубоко знаменательными. Как мы знаем, в пасхальную ночь началось чтение Евангелия святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Оно будет продолжаться, сколько положено по уставу, и во все дни Светлой седмицы, кроме сегодняшнего, читается зачало Евангелия от Иоанна. А сегодня, помимо Богородичного Евангелия, которое мы читали вторым, первый был рассказ от святого апостола и Евангелиста Луки о Луке и Клеопе, путешествовавших в Эммаус. Одно чтение от Луки вдруг появилось среди многих и многих повествований святого апостола и Евангелиста Иоанна. Почему?
А дело в том, что это связывает нас с древними веками церковной истории и с почитанием Пресвятой Богородицы, так как оно осуществлялось уже более полутора тысяч лет назад. Дело в том, что в граде, который на протяжение долгих веков был столицей всего православного мира, который поэтому так и назывался просто город, полис (иногда его называли город Константина, Константинополь, но вообще это был просто город, а все остальные были поселения), вот в этом городе во вторник Светлой седмицы Патриарх Константинопольский выходил из великолепного храма Софии Константинопольской и довольно долго шёл во Влахернский храм, который находился на другом конце Константинополя. Это был такой пасхальный крестный ход, довольно длительный. И кстати, памятью о тех древних константинопольских шествиях является то, что мы с вами совершаем, когда на Светлой седмице ходим вокруг храма малыми крестными ходами и приветствуем друг друга. Патриарх шёл туда, это занимало довольно большое время, точно не час и не два, и поэтому читалось Евангелие о Луке и Клеопе, которые путешествовали во Эммаус. Расстояние от Иерусалима до Эммауса – стадий шестьдесят, а на самом деле их даже больше, потому что древние рукописи Евангелия говорят, что было стадий сто шестьдесят. В нынешних, понятных нам мерах измерения это примерно тридцать километров. Лука и Клеопа шли примерно тридцать километров, и Спаситель был с ними значительную часть этого пути. И чтобы уподобить этому событию шествие из Софии во Влахернский храм, читалось Евангелие об этом длинном пути и о встрече с Воскресшим Господом, которое на этом длинном пути происходит.
Как это глубоко знаменательно, дорогие братья и сестры! И мы точно так же встречаем Спасителя на жизненном пути тогда, когда употребляем Христа ради некоторое усилие, чуть выводящее нас из обыденности нашего существования, из того состояния, в котором мы почти автоматически существуем: совершаем привычные действия, привычные поступки, чувствуем привычную усталость и привычные маленькие радости. Когда мы что-то особенное делаем ради Христа, даже такое малое, как во вторник праздничной, но для большинства рабочей недели встать пораньше, прийти в храм, оторвать себя от сна и от отдыха, немножко побольше помолиться, чтобы эта радость о Христе Воскресшем коснулась нашего сердца. Мы же знаем, что дома, как ты правило ни прочитай, такой радости не будет, как когда ты придёшь в храм со всеми вместе, когда вся Церковь совершает Божественную литургию. А в особенности – в такой храм, как этот, где мы ощущаем всем своим существом, и телесно, и очами духовными прозреваем, сколько поколений православных людей молилось под сводами этого храма за века его существования. Какие были удивительные духовные озарения у тех, кто написал эти фрески и созидал красоту этого храма. Ведь это тоже дар от Христа Воскресшего! Сам этот собор есть радость о Воскресении Христовом. И мы с вами сегодня становимся пусть на короткое время, пусть не в самой великой степени, но причастниками этой радости.
Конечно, не случайно Церковь с самой глубокой древности на Светлой седмице устанавливала особые празднества ради Пресвятой Богородицы. В том числе и сегодняшнее, которое, после того, как латиняне захватили Константинополь, было переосмыслено как праздник Иверской иконы Божией Матери, с тем, чтобы его не утратить. Промысел Божий усвоил особое значение этому празднику в Иверском монастыре на Афоне через обретение там чудотворной иконы “Вратарница”, которую мы ныне прославляем и которая с XVII века так почитаема на Руси и здесь, в этой святой обители.
Конечно, и сегодняшний древний праздник, и пятничный праздник в честь иконы “Живоносный Источник” напоминает нам о Той, Которая имела наибольшую радость о Христе Воскресшем, о Пресвятой Богородице. Но посмотрите, в чём была эта радость. Да, мы знаем, и большинство святых отцов говорит, что та «другая Мария», которая упомянута в Евангелии среди жён-мироносиц, это Та Мария, славу Которой мы воздаём сегодня. Но ведь для Неё в любом случае прославление Её Воскресшего Сына, Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа было тем, что Сын Её удалялся, Сын Её становился Сыном для всего человечества, уже теперь так явственно и так понятно для всех в Него верующих, оставив Ей вместо Себя апостола и евангелиста Иоанна, Своего возлюбленного ученика.
Так подлинная любовь и поступает. Подлинная любовь не тянет к себе, она не стремится овладеть. Божия Матерь указывает нам на это. Нужно не стремиться сделать того, кого мы любим, своей собственностью, но делиться и отдавать, и радоваться, когда другие обретают встречу со Христом, когда другие становятся Его детьми, когда другие приходят в храм и наполняют его, пусть ещё не зная многого, пусть не усвоив всех наших традиций, пусть не всегда одетые так и ведущие себя так, как нам бы хотелось. Порадуемся о всех тех, кто пришёл и в этом году. Московские настоятели говорят, что на пасхальных богослужениях было значительно больше людей, чем в предыдущие годы. Многие из этих новопришедших были, может быть, малоцерковны, но теперь от нас зависит, чтобы они, зайдя в храм, остались здесь, видя нашу любовь о Христе Воскресшем.
Дай нам всем Бог, прежде всего матушке игумении с сестрами обители, и всем, кто наполняет эти святые стены, эту древнюю обитель, той любви о Христе Воскресшем, которая как в древние столетия, когда наша Родина подлинно была Святой Русью, привлечет сюда тысячи и тысячи людей, которые сердцем обретут здесь встречу с Богом. Аминь. Христос воскресе!”
По заамвонной молитве был совершен крестный ход вокруг Смоленского собора.