История обители

      Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим Московским князем Василием III  в честь  возвращения древнего русского города Смоленска в состав русских земель. Смоленск 110 лет (с 1404 г.) принадлежал Великому Литовскому княжеству. На рубеже XIII-XV вв. на месте  княжеств Древней Руси выросли два мощных государства: Русь Московская и Русь Литовская. В состав Литовской  Руси входили древние русские  города —  Киев, Полоцк, Чернигов, Минск, Орша, Пинск и другие, а с 1404 года и Смоленск. Для Московской Руси было важно вернуть утраченные земли древнерусского Киевского государства. В первой половине XVI  в. между Московским княжеством и Литвой войны следовали одна за другой:  1500-1503 гг., 1507-1508 гг., 1512-1522 гг., 1534-1537 гг. 

     Все 3 похода на Смоленск возглавлял Великий князь Василий III, и продолжались они с 1512 по 1514 гг. Первые два похода были неудачными. В результате третьего похода, в котором участвовало 80 тыс. человек, и последующих дипломатических переговоров, длившихся до 1522 года,  Смоленск остался в составе Московской Руси почти на 90 лет, до 1611 года, после чего опять отошел к  Речи Посполитой (после объединения Польского королевства и Великого княжества Литовского в 1569 г.).

     Не случайно монастырь расположился на юго-западном направлении, от Москвы, наиболее уязвимом при набегах крымских татар и западных нашествий, и являлся защитой Москвы в ряду  других монастырей, окружавших Москву.  Он  строится недалеко от Смоленской дороги  в излучине Москвы-реки, на левом ее берегу у  трех водных переправ (в XV в. упоминается село Лужниково). Ныне эта местность  называется Лужники.  

      Василий III выделяет на создание монастыря 3000 рублей серебром и два дворцовых села Алабузино и Трапарево.

     Монастырь создавался как царский, придворный. В нем проживали родственницы Ивана Грозного – Ульяна Палецкая, невестка  царя, вдова младшего брата Грозного Юрия; Елена Шереметьева, также невестка Ивана Грозного, вдова сына Ивана; Ирина Годунова, вдова царя Федора Иоанновича, сестра боярина, будущего царя  Бориса Годунова; Ксения Годунова, дочь Бориса Годунова; вдова  Ливонского короля Магнуса Мария Владимировна, дочь князя В.А. Старицкого; жена царя Василия Шуйского Екатерина Буйносова-Ростовская; мать Марии  Долгорукой, жены царя Михаила Романова. С 1689 года в монастыре проживали старшая сестра Петра I, царевна Софья Алексеевна, ее родные сестры Евдокия, Екатерина и Мария Милославские, а также первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Монастырь оставался царским до первой четверти XVIII века, а потом здесь проживали насельницы из разных сословий.

      Новодевичий монастырь был связан с важнейшими политическими и военными событиями русской истории. Например, с избранием Бориса Годунова на царство в 1598 году.  Эти события описал А.С. Пушкин в трагедии «Борис Годунов»: место действия Кремль и Новодевичий монастырь.

      После смерти царя Федора Иоанновича обрывается царская династия Рюриковичей.  Вдова Федора, царица Ирина Годунова, переселяется из Кремля  в Новодевичий монастырь. Большой Земский собор 1598 года выбирает Бориса новым царем.  Борис  не принадлежал к царскому роду, но в годы правления Феодора был его соправителем, ближайшим боярином. Он знал, что его выберут царем, но хотел, чтобы этому предшествовали многократные упрашивания, поскольку это придавало ему вес как всенародно избранному монарху: на Руси не было принято принимать почесть с первого раза.  В связи с этим  Борис, вслед за своей сестрой Ириной, переезжает в Новодевичий монастырь.  И тогда  к  стенам  монастыря дважды были организованы большие  крестные шествия. Во главе с патриархом Иовом, духовенство, бояре,  люди  всех сословий вышли из Кремля и пошли  в монастырь просить Бориса на царство. После второго крестного хода, когда Борис дал свое согласие занять царский престол, в стенах Новодевичьего монастыря патриарх Иов благословил его на царство.  Это произошло 21 февраля 1598 года по старому стилю.  Борис Годунов венчался на царство в Успенском соборе Кремля 1 сентября 1598 года, где по традиции венчали русских государей. Борис правил 7 лет и скончался на 55-ом году жизни (по одной из версий в результате отравления).

       Другие  важнейшие события русской истории, связанные с монастырем, происходили в конце XVII века.

      Расцвет монастыря совпадает с семилетним правлением царевны Софьи Алексеевны (1682-1689 гг.), когда  начинается интенсивный период каменного строительства, который и продолжался в течение всего времени ее правления. За эти годы были построены все основные здания барочного ансамбля: надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами (1683-1688 гг.), двухъярусная Успенская церковь с трапезными палатами (1685-1687 гг.), надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты (1687-1688 гг.), монастырская колокольня (1689-1690 гг.). Последовательно формируется привычный архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря. В этот период в монастыре работают иконописцы Оружейной палаты под руководством Федора Зубова, а с 1686 года работами по созданию иконостасов в новых церквях руководит глава художественных мастерских Посольского приказа  Карп Золотарев.   

       Весь период своего правления Софья была регентом своих младших братьев, царей Ивана и Петра.  В 1689 году  Петру исполняется 17 лет. Между ней и Петром начинается борьба, в результате которой Петр стал единовластным правителем, а Софья, по приказу младшего брата была переведена в Новодевичий монастырь, в котором пережила и второй стрелецкий бунт 1698 года, который произошел под Ново-Иерусалимским монастырем.  Есть предположение,  что Софья из монастыря передала письмо стрельцам с воззванием подниматься на восстание и просить ее вернуться на царство. Факт существования  письма так и не был достоверно установлен, поскольку архив монастыря сгорел. Стрелецкий бунт 1698 года был жестоко подавлен: в Москве было казнено свыше 1500 стрельцов, а около 240 было казнено на Девичьем поле, перед монастырем. После второго стрелецкого бунта Софья была пострижена в монахини с именем Сусанна  и последующие шесть лет проживала в более строгих условиях в стрелецкой караульне при Напрудной башне монастыря. Перед смертью она постриглась в схиму с именем Софья, а в 1704 году была похоронена в Смоленском соборе. Рядом с нею находятся белокаменные гробницы  ее родных сестер —  Евдокии и Екатерины Милославских, а также первой жены Петра I Евдокии Лопухиной.

     Не следует забывать, что монастырь был «монастырем-сторожем», монастырем-крепостью, и поэтому был свидетелем драматической  военной истории Русского государства.

      Когда в 1571 году войска Девлет-Гирея подошли к Москве в Новодевичьем монастыре вспыхнул-пожар, а в 1591 году во время нашествия Казы Гирея на стенах монастыря уже была установлена артиллерия.

      Вступив на престол, Борис Годунов жертвует в монастырь 1000 рублей серебром на строительство мощной крепостной стены (длина 870 метров, с 12 башнями и 4 стрелецкими караульнями).

      В 1605 году Лжедмитрий I вступает в Москву, а в 1606 году монастырь попадает под осадное положение. Под его стенами собираются смоленские и рязанские полки для защиты Москвы. В 1610-1611 гг. в монастыре стояли 4 роты польско-литовских солдат под командованием польских офицеров. Битва за освобождение Москвы между русским ополчением К. Минина и  Д. Пожарского и войском гетмана Яна Ходкевича началась 22 августа 1612 года у стен монастыря. Армия Ходкевича переправилась через Москву-реку у монастыря, который в этот период был занят польскими войсками. Войско Ходкевича состояло из 12 тыс. человек, русская армия насчитывала  8-10 тысяч. 25 августа у стен монастыря началась битва за освобождение Москвы, и в начале этой битвы был освобожден монастырь, а через два месяца, 26 октября 1612 года, Кремль и Китай- город. —  Монастырь был разорен и сожжен, как и большая часть Москвы. В монастыре не оставалось монахинь, была разграблена его казна, большой урон нанесен церквям и другим постройкам. На период правления первых Романовых пришелся этап восстановления монастыря. 

     Ровно через 200 лет, 8 сентября 1812 года, две тысячи французских солдат под командованием маршала Наполеона генерала Даву заняли Новодевичий монастырь.  Они захватили  все кельи и храмы, кроме Смоленского собора. Непрошеные гости не отличались деликатностью: ночевали в алтарях, обедали на престолах, а напротив северных ворот поставили шесть пушек.  В Успенской церкви французы разместили раненых. Монахини ухаживали за ранеными, готовили еду, шили белье. 25 сентября монастырь посетил Наполеон и распорядился, чтобы все помещения монастыря использовали под провиантские склады, а также отдал приказ взорвать располагавшуюся за стеной монастыря церковь Иоанна Предтечи. Эта церковь стала единственной в Москве, которая была взорвана по приказу Наполеона. Прожили французы  в монастыре месяц. Перед отступлением  они попытались взорвать главный храм – Смоленский собор, в подклете которого разместили 6 бочек с порохом, положили на них горящие фитили и ушли. Когда монахини вошли в Смоленский собор, там уже был пожар. Быстро потушив огонь, они спасли храм от взрыва, а монастырь  от пожара. После пребывания французских солдат все храмы монастыря пришлось переосвящать.

         В годы Советской власти Новодевичий монастырь закрывался постепенно.

       Весной 1918 года  в монастырь заселили 200 курсантов из Наркомата просвещения, в 1920 году — 300 рабочих из Петрограда, а в 1925 году в монастыре проживало 456 человек. В 1920 году умерла предпоследняя игумения Леонида Озерова, и тогда же была избрана сестрами и утверждена Патриархом Тихоном игумения Вера Победимская. В 1920 году монастырь был преобразован в православное братство, в которое вошли около 1000 человек — 200 монахинь и прихожане. В 1922 году монастырь был закрыт, и 2 марта 1922 года здесь был основан музей, который в 1934 году стал филиалом Государственного Исторического музея и оставался таковым до 2010 года. 1 января 2011 года на территории монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной Церкви, который продолжает традиции Государственного Исторического музея.

     В 1994 году под руководством игумении Серафимы (Черной), происходившей из потомственного дворянского рода Чичаговых, в обители началось возрождение монашеской жизни.

Обсуждение закрыто.