К 85-летию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия



УСЛЫШАЛ ГОСПОДЬ МОЛЕНИЕ МОЕ (Пс. 6:10)

Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая о смысле жизни христианина, писал: «Христос нанял тебя в Свой виноградник; пока у тебя удобное время, делай благо» (Творения, т.12, кн. 1, с. 135). Думается, что именно этим наставлением дорогого его сердцу святого отца руководствуется в своем архипастырском делании Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий, подавая ближним и дальним пример самоотверженного и неленостного возделывания нивы церковной.

Без пятнадцати лет столетие – это немало по человеческим меркам, даже больше, чем объявлено в Псалтири (см.: Пс. 89:10), в особенности когда день за днем проходят в неустанных трудах во благо Церкви, ради всемерного развития всех тех некогда традиционных направлений ее служения обществу, которые в минувшем столетии были искусственно прекращены обстоятельствами гонений, а в условиях религиозной свободы получили благоприятные условия для становления и расцвета.

Принять вызов времени, идти впереди своих клира и паствы – дело непростое. И, конечно, взирая на хронику служения митрополита Ювеналия -современника пяти Святейших Патриархов, каждый невольно задается вопросом: откуда этот человек, как он сформировался как церковный деятель, как научиться у него крепкой вере, преданности Церкви и ее Преданию, сердечному горению в готовности, оставаясь традиционалистом, воспринимать и осваивать все то новое, что может послужить воцерковлению и духовному возрождению общества?

Родина святителя – Ярославль, некогда древний и славный в истории, а в первой трети минувшего века провинциальный, хотя и хранящий церковные и культурные традиции. Выросший в условиях сугубой скудости, но воспитанный в православном благочестии, Владимир Поярков с ранних лет полюбил Церковь как сообщество верных Христу и Его правде, и церковь – как храм, место молитвы и разговора с Богом. Именно в детские годы ему довелось увидеть пагубные последствия раскола (в Николо-Пенской церкви, которую он посещал, нижний храм был захвачен обновленцами, зато на втором этаже, где молились православные, — всегда было тесно из-за обилия богомольцев) и узнать о несправедливости и жестокости безбожных гонений на веру (духовным наставником его матери был прошедший тюрьмы и убитый священномученик Варлаам (Ряшенцев, +1942), наставлявший и укреплявший своих чад словами, помогающими понять, как идти по пути испытаний: «Стяжи Друга – Господа»).

Несмотря на обстановку преследований, в Ярославле шла церковная жизнь, пусть и стесненная советским давлением. Владимир обрел наставников в лице архиепископа Димитрия (Градусова, 1881-1956), епископа Угличского Исайи (Ковалева, 1882-1960), будущих митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова, 1929-1978) и архимандрита Авеля (Македонова, 1927-2006). Их пример дал юноше поддержку в намерении невзирая ни на какие препятствия посвятить себя служению Церкви. На этот путь он вступил с горячей любовью к Божественной литургии, как Таинству Богообщения, и с глубоким почитанием страдальцев за Христа. В дальнейшем это станет основанием его архипастырского подвига.

Решение стать священнослужителем было принято в разгар так называемых «хрущевских гонений». Поступление в Ленинградскую семинарию заметила местная ярославская газета и опубликовала возмущенный пасквиль. В самой этой духовной школе был преподаватель-вероотступник, отрекшийся от Христа и широко рекламировавшийся советской прессой. Даже отец высказывал Владимиру свое беспокойство о будущем сына, который однако не только ни на минуту не поколебался в своем выборе, но продолжал с удвоенным усердием учиться, продолжив образование в духовной академии. В этом проявилось свойство характера, дающее себя знать и по сей день: всякое послушание исполнять с максимумом самоотдачи, как бы порученное Самим Богом.

Шли годы, и духовный наставник Владимира – архимандрит Никодим (Ротов) постриг его в монашество с наречением имени Ювеналий, в честь святого Патриарха Иерусалимского, столь много сделавшего для распространения почитания Божией Матери и связанных с Нею святынь в Византийской Империи, собеседника преподобных Евфимия Великого и Мелании Римляныни. Произошло это шестьдесят один год тому назад.

Затем пройдут пять лет стремительного вовлечения отца Ювеналия в сферу внешних церковных сношений, которые курировал ставший уже архиереем и председателем Отдела внешних церковных сношений Владыка Никодим. Пройдя испытание на приходе в Западном Берлине в качестве настоятеля храма равноапп. Константина и Елены и главного редактора немецкоязычного журнала «Голос православия», уже архимандрит Ювеналий возглавил Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме (1963-1964). По воспоминаниям Владыки, это было время высокой духовной радости – жить на земле, где ступала нога Спасителя, и молиться у Его Святого Гроба. Кстати сказать, последнее было возможным только несколько раз в году, поскольку иерусалимский храм Воскресения Христова находился тогда на территории Иордании, которая регламентировала доступ для духовенства и паломников. В те же годы получил свое развитие талант дипломата и переговорщика. Отец Ювеналий установил почтительно-дружественные связи с Иерусалимским Патриархатом, в первую очередь с Блаженнейшим Венедиктом, а также отношения взаимопонимания и сотрудничества с представителями всех христианских Церквей, присутствовавших на Святой Земле, да, собственно говоря, и с властями Израиля.

В 1965 году (55 лет назад!) 26 декабря архимандрит Ювеналий был хиротонисан сонмом архипастырей во главе с митрополитом Ленинградским и Ладожским Никодимом во епископа Зарайского, викария Московской епархии. Наступила пора участия во внешних связях Русской Церкви уже в качестве ее архиерея. Непросто было одновременно свидетельствовать о православии на мировой арене и одновременно видеть его угнетение и унижение на Родине. В титульном городе Зарайске и его округе все храмы были закрыты и осквернены, за исключением Благовещенского, где Владыка неоднократно служил и о котором сохранил самые теплые воспоминания. Вид поруганных святынь заронил в сердце мечту, если Господь благословит, сделать все для их возрождения.

А пока нужно было постараться воспрепятствовать закрытию церквей. Став в 1969 году епископом (позже архиепископом и митрополитом) Тульским и Белевским, Владыка Ювеналий часто привозил в свою епархию иностранные религиозные делегации, посещавшие Советский Союз. Международные контакты Правящего архиерея сдерживали антицерковное рвение местных властей.

Среди ответственных послушаний того времени стоит упомянуть об участии в предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке и автономии Японской Православной Церкви, а также в возрождении русского монашества на Святой Горе Афон.

В 1972 году митрополит Ювеналий получил назначение председателем Отдела внешних церковных сношений, сменив своего авву – митрополита Никодима. По должности он стал также постоянным членом Священного Синода. Взаимодействие с Всемирным советом Церквей, Христианской мирной конференцией, собеседования между Русской Православной Церковью и представителями инославных, участие в движении в защиту мира и за разоружение и многое другое, — все это поставило Владыку перед необходимостью ежедневно трудиться подчас за полночь, лишь прерываясь на краткий сон. Важнейшим подтекстом нескончаемого потока конференций, конгрессов, семинаров и круглых столов было утверждение статуса нашей Церкви как значимого субъекта международного не только религиозного, но и общественно-политического диалога.

1977 год был значим для Владыки проведением 6 июня готовившейся четырнадцать месяцев Всемирной конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». В ней приняли участие 659 представителей различных религий. Этот форум продемонстрировал советскому атеистическому обществу, что во всем мире верующие являются влиятельной силой, голос которой должен быть услышан.

В том же году митрополит Ювеналий был назначен на Крутицкую и Коломенскую кафедру, став Патриаршим Наместником по управлению Московской областью и соответственно второй раз по должности постоянным членом Священного Синода.

Тяжелым ударом стала для Его Высокопреосвященства безвременная кончина митрополита Никодима 5 сентября 1978 года. Верность своему духовному наставнику является личностным качеством митрополита Ювеналия, которому стоит поучиться. Ежегодно он отправляется 5 сентября в Санкт-Петербург для молитвенного поминовения митрополита Никодима. Его усердием вышли два издания книги воспоминаний «Человек Церкви». Видя, что «никодимовские» достижения в сфере церковной дипломатии постепенно размываются и даже уничтожаются, под предлогом «плохого здоровья» он в 1981 году покинул пост председателя ОВЦС.

Последующие годы были по-прежнему насыщены событиями в сфере межрелигиозных и межцерковных контактов, поездками по различным странам и континентам. Меж тем в середине 1980-х гг. наметилось определённое смягчение отношений между Русской Православной Церковью и советским государством, что получило поступательное развитие в связи с подготовкой к празднованию Тысячелетия Крещения Руси.

29 апреля 1988 года в Кремле советский лидер М.С.Горбачев встретился со Святейшим Патриархом Пименом и постоянными членами Священного Синода. Эта беседа, планировавшаяся как протокольная, превратилась в пространное обсуждение стесненного положения Церкви в Советском Союзе. Так был открыт путь к постепенному возрождению церковной жизни в нашей стране.

Тысячелетний юбилей праздновался на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, который открылся 6 июня. На нем митрополит Ювеналий представил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», подводивший итог семилетней изыскательской деятельности возглавлявшейся им Историко-канонической группы Юбилейной комиссии. Эти труды он впоследствии продолжит в качестве председателя Синодальной комиссии по канонизации святых в 1989-2011 годах.

10 июня 1988 года в Большом театре состоялся торжественный акт, посвященный празднуемой дате. Выступая на нем, Владыка митрополит в своем докладе упомянул о массовых репрессиях, которым в годы гонений подвергались священнослужители. Отметил необходимость подготовки кадров священнослужителей, развития издательской деятельности и катехизации.

21 октября на собрании духовенства и мирян Московской епархии Его Высокопреосвященство уже мог сказать, что Церковь «говорит о своих проблемах и нуждах открыто, и в государственных, и в общественных организациях, заявляет свое мнение через средства массовой информации».

В том же 1988 году начался процесс постепенного возвращения подмосковных храмов Церкви. Начинался период церковной истории, требовавший новых подходов и новых решений. Митрополит Ювеналий мужественно ответил на этот вызов.

Когда он вступил в управление епархией, в ней было всего 132 действующих храма и ни одного монастыря. Теперь оскверненные и изуродованные церковные руины стали передавать верующим. Это было настолько ужасающее зрелище, что во многих случаях Владыку митрополита предостерегали его соработники: «Не берите. Это невозможно восстановить…» Однако архипастырь держался иного мнения и опирался на поддержку своей паствы, с воодушевлением включившейся в восстановление храмов и обителей.

Реставрация старинных храмов и строительство новых там, где их ранее никогда не было, стало отличительной чертой «ювеналиевской» эпохи в истории Московской епархии. Долгим и непростым был этот путь. Трудно посчитать, сколько великих освящений совершил архипастырь, сердечно радуясь о возвращении православия в народную жизнь и сохраняя в душе боль за те храмы, которые десятилетиями продолжали оставаться заброшенными. А таких к 2015 году было еще 253!

Усилиями Владыки митрополита был создан Благотворительный фонд по восстановлению порушенных святынь, который объединил усилия церковных и светских людей, радеющих о сохранении национального культурного достояния. Достижения на этом поприще стали в значительной степени результатом многолетних усилий Его Высокопреосвященства по выстраиванию взаимоуважительных и конструктивных отношений с властями, по развитию диалога с подмосковным обществом в целом. Весьма результативным оказался опыт привлечения к реставрации благочиннических округов, взявших шефство над конкретными храмами. Словом, голос святителя был услышан, он имел счастье лично освящать возрожденные церкви, но сохранялось и неудовлетворение: хотелось бы быстрее, не все спешат участвовать в этом святом деле…

Призыв сохранить святыни актуален не только для Московской области: богоборческий смерч пронесся в свое время по всей стране, и опыт митрополита Ювеналия оказался востребованным в общецерковном масштабе.

Однако мало восстановить храмы, не менее важно помочь людям вернуться к Богу, вступить на стези духовного возрождения. И здесь у архипастыря было две заботы.

Первая – сохранить и сделать общественным достоянием подвиг пострадавших за Христа. Многолетние исследования, проведенные возглавлявшейся им Синодальной комиссии по канонизации святых, легли в основу прославления Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской ХХ века на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года и в последующий период. Это был лишь первый шаг. Предстояло еще много сделать и для того, чтобы почитание новомучеников укоренилось в народном церковном сознании через посвященные им богослужебные тексты и освященные в их честь храмы, через образовательно-просветительские проекты и многое другое.

Вторая забота – возвращение Церкви в образовательное пространство, от которого она была искусственно отторгнута в начале ХХ века. Терпеливо и неуклонно двигался митрополит Ювеналий к этой цели, имевшей, в свою очередь, два направления. Одно – сугубо церковное: возрождение религиозного просвещения для взрослых и детей в воскресных школах и формирование среды, которая будет, среди прочего, пополнять состав епархиального духовенства. Его воспитание было препоручено возрожденной Коломенской духовной семинарии. Возлюбленное детище архипастыря, она стала одной из лучших в Русской Православной Церкви. Другое направление – светское, и оно требовало развития соработничества со школой. Внимательно, заботливо и терпеливо продвигался по этому пути митрополит Ювеналий, создавший многообразную и многоуровневую систему взаимодействия с подмосковным образованием, которая в конечном итоге позволила силами многих тысяч подготовленных педагогов охватить преподаванием духовно-нравственных дисциплин учащихся от детского сада и до высших учебных заведений.

Однако время предлагало все новые и новые возможности. Его Высокопреосвященство за десятилетия возрождения церковной жизни сформировал такую епархиальную структуру, которая отвечала задачам всестороннего развития служения обществу как на традиционных направлениях, так и в вопросах, выведенных на повестку дня современностью. Если обратиться к епархиальному ежегоднику, а он в 2020 году вышел в 16-й раз (!), то можно увидеть, что особое внимание уделено таким сферам (помимо образования, канонизации святых и составления богослужебных текстов), как миссионерская деятельность, реставрация и строительство храмов, работа в медицинских учреждениях, благотворительность и социальное служение, взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, с казачеством. Имеются отделы по работе с молодежью, по издательской деятельности и связям со средствами массовой информации, по тюремному служению, православному отдыху и паломничеству, по утверждению трезвости и др. Все это объединено в поистине необъятный комплекс епархиальной жизни, о масштабах развития которой можно судить по проходящим регулярно в конце года многотысячным собраниям духовенства и мирян Подмосковья.

Усердие святителя неизменно получает высокую оценку Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Кирилла, который видит в митрополите Ювеналии не только выдающегося архипастыря современности, но и носителя церковной традиции, помогающего своим примером сохранению преемственности поколений в Церкви.

Труды Правящего архиерея сочетаются с многочисленными общецерковными послушаниями. Участие в работе Священного Синода в качестве его постоянного члена, в Архиерейских Соборах, в деятельности Межсоборного Присутствия, Всемирного Русского Народного Собора, в межрелигиозном диалоге, — всего не перечислишь. Все это прочно сформировало представление о митрополите Ювеналии, как о неутомимом и ответственном церковном деятеле, чей архипастырский авторитет подкреплен пятьюдесятью пятью годами усердного служения, когда слова не расходились с делами, а верность Христу и чувство ответственности перед Богом была основанием для каждого изреченного суждения и отправной точкой для каждого поступка.

Через многие десятилетия пронес наш святитель любовь к богослужению, прежде всего к Божественной литургии. С как бы не утраченной юношеской бодростью устремляется он во все концы епархии, чтобы вместе с богомольцами на приходах и в монастырях праздновать Таинство Святой Евхаристии. Благолепие и величественность архипастырской молитвы в сочетании с сердечностью и простотой общения с людьми привлекают на такие службы множество людей. И это не пустые слова: особенностью митрополита Ювеналия как архиерея Божия является любовное, внимательное и терпеливое отношение к каждому человеку, умение и готовность выслушать, посочувствовать, утешить и поддержать, когда мудрым советом, а когда и шуткой, преподавая доброе назидание в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим (см.: Еф. 4:29).

Духовный отец подмосковного духовенства, среди которого абсолютное большинство хиротонисано им лично, Владыка Ювеналий строго и с сугубым вниманием наблюдает за тем, как его чада подвизаются на ниве церковной, поощряя усердных и твердой рукой исправляя оступающихся или нерадивых. Его поучения, обращенные как к семинаристам, только готовящимся к пастырскому подвигу, так и к маститым клирикам, неизменно исполнены преданностью Церкви Христовой и жаждой достижения ее служителями высот жертвенности и самоотвержения.

С восхищением и торжеством веры не устает митрополит Ювеналий в своих проповедях повторять слова Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Архипастырь прошел многотрудный путь жизни в Церкви, когда истинность Господнего обетования искушали безбожники. Христос Господь посрамил гонителей, и верный служитель Его ликует ныне, взирая на исполнение своих молитв: возрождение веры и возвращение народа к традициям православия. Вновь процвела есть пустыня, яко крин, Господи!

В преддверии 85-летия Его Высокопреосвященства мы, его нижайшие послушники, вместе с многочисленной подмосковной паствой, со всеми, кто имел счастье на своем жизненном пути встретить этого выдающегося служителя Христовой Церкви, приносим митрополиту Ювеналию слова поздравления с памятной датой, пожелания помощи Божией и предстательства Царицы Небесной в архипастырских трудах, благодарим за молитвы о нас недостойных, за отеческие наставления и мудрые вразумления, желаем здравия и во всем благого поспешения на многая и благая лета!

материал взят с сайта mepar.ru

Обсуждение закрыто.