Cобор в честь Смоленской иконы Божией Матери
Смоленский собор Новодевичьего монастыря, освященный в честь иконы Смоленской Богоматери «Одигитрии» (Путеводительницы), был заложен 13 мая 1524 года. Строгий, торжественный, пятиглавый храм на высоком подклете является уникальным памятником русской средневековой культуры XVI в. и древнейшим зданием, расположенным на территории монастыря.
Главная святыня Смоленского собора – икона Смоленской Богоматери середины XVI века – древнейшая в иконостасе. Она считается списком с иконы, хранившейся в Благовещенском соборе Кремля. Ее украшает рама
конца XVII в. из 16-ти живописных эмалевых клейм с изображением православных праздников.
В Смоленском соборе сохранился великолепный пятиярусный иконостас XVI-XVII вв. работы мастеров Оружейной палаты высотой 12 метров, в местном ряду которого находятся вклады русских царей: икона «Иоанн Предтеча – ангел пустыни» (сер. XVI в.) – вклад Ивана Грозного; Владимирская Богоматерь ( кон. XVI в.) – вклад царя Федора Иоанновича и Ирины Годуновой; «Святые князья Борис и Глеб» (кон.XVI в.) – вклад Бориса Годунова; «Спас Вседержитель» (1683 г.) работы Симона Ушакова, «Избранные святые» (1666 г.) Федора Зубова,
замечательных иконописцев XVII в., — вклады царевны Софьи Алексеевны.
Главное украшение иконостаса – резная деревянная золоченая рама, состоящая из 84 колонн, вырезанных в технике высокорельефной сквозной резьбы из цельных стволов липы мастерами Оружейной палаты Осипом
Андреевым и Климом Михайловым. Золочение выполнял известный мастер Дорофей Золотарев.
Сохранившаяся настенная роспись XVI-XVII вв. покрывает всю поверхность стен Смоленского собора. Главная тема росписи Акафист – торжественное песнопение в честь Богородицы. Прославлению Марии посвящены 24 иллюстрации к Акафисту. Важнейшая тема – объединение русских княжеств вокруг Москвы, создание и укрепление Русского государства также отражена в росписи столбов с изображением святых русских князей, представителей земель, уже вошедших в состав Русского Государства в кон. XV нач. XVI вв.
В четверике Смоленского собора находятся захоронения женщин из царской семьи: белокаменные гробницы царевны Софьи Алексеевны (1704 г.), ее сестер Евдокии Алексеевны (1712 г.), Екатерины Алексеевны (1718 г.) и первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной (1731 г.). В подалтарье подклета также расположены гробницы представителей царской семьи: старшей дочери Ивана Грозного царевны Анны, прожившей около года; княгини Ульяны Палецкой – вдовы младшего брата Ивана Грозного Юрия; царевны Елены Шереметьевой – вдовы убитого царем-отцом старшего сына и наследника престола Ивана Ивановича, а в остальной части подклета – захоронения представителей боярских и княжеских родов – Захарьиных-Юрьевых, Воротынских, Кубенских, Хитрово.
В настоящее время в Смоленском соборе проводятся реставрационные работы, приуроченные к праздничным мероприятиям 2024 года, посвященным 500-летию основания Новодевичьего монастыря.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой и церковь Сошествия Святого Духа на апостолов
Успенский храм с трапезной палатой и церковь Святого Духа представляют собой комплекс из двух храмов и были построены в 1685-1687 гг. в стиле «московского барокко», в годы правления царевны Софьи. Общежительному монастырю нужны были просторные помещения для парадных трапез, а также была необходима зимняя церковь для совершения монастырских богослужений в холодное время года. Первоначально Успенская церковь была пятиглавой и окружена галереей на высоких арках. Предполагается, что в ее строительстве принимал участие зодчий Кондратий Мымрин. В 1731 году пришедшие в негодность главы были утрачены, а в 1781 году начали разбирать галерею. Многоярусный иконостас, поражавший многообразием форм и размеров икон работы Карпа Золотарева полностью не сохранился. В 1988 году в нее был перенесен иконостас из церкви Успения Богоматери, которая была взорвана на Покровке, в центре Москвы, зимой 1936 года. Просторная, бесстолпная трапезная палата прямоугольной формы площадью 390 квадратных метров, освещенная лучами солнца через огромные оконные проемы, занимает второе место по красоте после трапезной палаты Троице-Сергиевой лавры.
В небольшой храм Сошествия Святого Духа можно попасть по узкой, крутой лестнице, которая ведет из трапезной Успенской церкви. В этом храме работали мастера Оружейной палаты. Шестьдесят иконописцев расписывали стены храма снаружи и создавали иконостас. Имена этих мастеров неизвестны, упоминается только, что общими работами руководил жалованный иконописец Богдан Салтанов.
Храм Преображения Господня
Надвратная Преображенская церковь и Лопухинские палаты были построены в 1687-1688 гг. в стиле «московского барокко» в годы правления царевны Софьи Алексеевны. Церковь размещена на широких северных трехпролетных Преображенских воротах. В изящной и нарядной пятиглавой церкви, украшенной легкими белокаменными деталями, сохранился уникальный семиярусный иконостас работы мастера иконописной мастерской Посольского приказа Карпа Золотарева. Историки архитектуры предполагают, что в постройке Преображенского храма принимал участие зодчий Григорий Устинов. Лопухинские палаты получили название по проживанию в них первой жены Петра I Евдокии Федоровны Лопухиной с 1727 по 1731 гг.
Храм Покрова Божией Матери
Надвратная Покровская церковь с Мариинскими палатами также была построена в стиле «московского барокко» в 1683-1688 гг. в годы правления царевны Софьи. Аналогично Преображенской церкви, Покровская также стоит на широких южных трехпролетных Покровских воротах. Покровская церковь необычная — имеет три главы, размещенные по одной оси с востока на запад. Иконы для иконостаса писали иконописцы Оружейной палаты Кирилл Уланов и Василий Пахомов, а резную раму выполнили два резчика из Оружейной палаты Иван Тюрин и Мирон Климов. С восточной стороны Покровской церкви пристроен жилой трехэтажный корпус, примыкающий к южной стене монастыря — Мариинские палаты, в которых жила родная сестра царевны Софьи, Мария Алексеевна Милославская.
Храм святителя Амвросия Медиоланского
После Смоленского собора второй каменной постройкой на территории монастыря является комплекс зданий, включающий одноглавую церковь Амвросия Медиоланского, трапезную и жилые палаты. Эти здания строились в течении XVI в. и были завершены к 1598 году, но впоследствии неоднократно перестраивались. Архитектура этих построек созвучна с архитектурой XVI века – здания выполнены в характерных для своего времени
монументальных формах и имеют сдержанный декор. В январе 1598 года в этих палатах поселилась вдова царя Федора Иоанновича — Ирина Годунова. Сестра боярина, будущего царя Бориса Годунова, она постриглась в монахини с именем Александра и основала швейную мастерскую. В светлицах царицы Ирины Годуновой была вышита шелками пелена «Похвала Богородицы» с ростовыми фигурами святой мученицы Ирины и царицы —
инокини Александры. Чуть позже ее брат, Борис Федорович Годунов, переехал в Новодевичий монастырь, который был связан с избранием его на царство и который стал его временной резиденцией.
Храм Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна на Девичьем поле
В 1525 году храм был построен деревянным для жителей подмонастырской слободы, которых в нем крестили, венчали и отпевали. Во второй половине XVI века на месте деревянной церкви построили новую из кирпича высотой около 35 м. Она была шатровой, подобно церкви Никиты Мученика в селе Елизарово и церкви Рождества Христова в селе Беседы. В конце XVII века в связи с увеличившимся числом прихожан рядом с кирпичной шатровой церковью построили ее придел - небольшой пятиглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Храмовый ансамбль просуществовал до 1812 года.
Во время французской оккупации Москвы церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом святителя Николая стала одним из немногих московских храмов, взорванных по приказу Наполеона. В 1816 году на другом месте была построена новая церковь для жителей слободы у Девичьего поля, освященная во имя Отцов Седьмого Вселенского Собора, которые поминаются в день, когда войска Наполеона покинули Москву. В 1930-е годы и этот храм был уничтожен, но уже по приказу безбожной власти.
Решение о воссоздании храма было принято председателем Правительства Российской Федерации, избранным Президентом России В. В. Путиным и Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 мая 2012 года, когда они участвовали в церемонии возвращения в Новодевичий монастырь из Государственного исторического музея Иверской иконы Божией Матери.
До начала строительства, в 2013 и 2015 годах, Институт археологии РАН в рамках программы Департамента культурного наследия города Москвы провел научные раскопки на избранном участке.
В основу композиции нового храма положена схема, традиционная для шатровых церквей середины второй половины XVI столетия, - четверик, переход от которого к восьмерику декорируется кокошниками. Ребра шатра, опирающегося на четверик, выделены гуртами. Венчает шатер круглый барабан с небольшой луковичной главой. С запада к четверику примыкает небольшой притвор, на котором устроена однопролетная звонница. Апсида церкви имеет граненую форму. Под всем зданием церкви устроен подвал, предназначенный для размещения археологического музея. Авторы проекта создали новый облик шатрового храма начала XXI века, призванный напомнить об образе храма XVI века, взорванного в 1812 году. Поэтому иконостас в новопостроенной церкви связан с обликом тябловых иконостасов XVI столетия, но при этом представляет новое произведение, стилистически увязанное со всей постройкой.
Образ святого благоверного князя Александра Невского связан с памятью об императоре Александре Благословенном, молившемся своему патрональному святому об изгнании врага из пределов Российского государства. Местный образ Спасителя - «Спас Смоленский» - напоминает и о чуде изгнания войск Магмет-Гирея в 1521 году из Москвы, и о взятии Смоленска в 1524 году - о событии, ставшим причиной создания Новодевичьего монастыря.
Часовня-усыпальница Прохоровых
Прохоровы – известные предприниматели, общественные деятели, благотворители, выходцы из крестьянской среды, основатели Трехгорной мануфактуры в Москве (1799 г.) и владевшие ею последующие 120 лет, превратив ее из небольшой фабрики в крупнейшее предприятие.
Первоначально их семейным кладбищем считалась Дорогомиловское, где были захоронения 11 представителей трех поколений семьи по мужской линии. Здесь были похоронены основатель династии Прохоровых — Иван Прохорович, а также основатель мануфактуры Василий Иванович.
Семейный участок в Новодевичьем монастыре решил создать Иван Яковлевич Прохоров, который провел реорганизацию семейного дела в 1874 году. Вместе со своей женой и братом Алексеем он учредил «Товарищество на паях» — «Прохоровская мануфактура».
В Новодевичьем монастыре был создан семейный склеп площадью 40 кв.м, разделенный на 2 камеры – южная под часовней и северная под двориком, где затем похоронили самого Ивана Яковлевича (1836-1881 гг.), его жену — Анну Александровну (1840-1909 гг.), брата — Алексея Яковлевича (1847-1888 гг.), дочерей – Любовь Ивановну, Екатерину Ивановну, зятя – Александра Ивановича Алехина и двух внуков. У Ивана Яковлевича Прохорова было два сына и четыре дочери. Сыновья купили семейные участки на Ваганьковском кладбище.
К началу ХХ века старый склеп требовал ремонта. Новую усыпальницу по проекту архитектора В.А. Покровского начали строить в 1911 г., а закончили в 1916 гг. К выполнению художественных работ привлекались известные ювелирные фирмы Москвы и Петербурга: обработку камня выполняли в мастерской Я.И. Филотей, мозаичные работы – в мастерской Фроловых, находившейся в Петербурге, детали из меди, в том числе оконные решетки и переплеты дверей — на фабрике золотых и серебряных изделий Хлебникова в Москве. Строительные работы финансировало правление мануфактуры.
- храм равноап. великого кн. Владимира с крестильней (в подклете Успенского храма)